Вечером 10 сентября Apple провела презентацию новых устройств, включая новые модели iPhone, iPad и Apple Watch, а также представила новые сервисы. И хотя события ждали, впечатление от него одно — скучно.
Сначала коротко об итогах презентации. Были представлены обновления сразу нескольких устройств: iPad, Apple Watch и конечно же iPhone.
iPad - по сути увеличенный в размерах и слегка усиленный железом iPad 2018 года. Хороший экран, поддержка яблочного «карандаша», неплохие характеристики и все это при низкой цене от 28 000 до 35 000 рублей в России. Неплохое предложение для тех, кто давно хотел обновить планшет, но не нуждается в чем-то сверх-мощном типа iPad Pro.
Watch Series 5 — тут обновили дисплей на более качественный и добавили функцию «всегда на экране», что позволит часам постоянно показывать время (или другие данные нужные владельцу), при той же интенсивности расхода батареи что и раньше. Добавили титановую и керамическую версию, а также возможность совершать вызов скорой помощи в 150 странах мира напрямую через часы. Ну а перед рассказом про продукт конечно же была презентация о помощи в контроле здоровья, кому и как помогли часы в прошлом году. Это просто очень милый но очень маркетинговый поток, направленный на людей, которые слишком сильно беспокоятся о своем здоровье, либо о здоровье своих престарелых родителей/бабушек/дедушек.
Игровой сервис Apple Arcade — по сути это просто подписка, которая даст вам за 199 рублей в месяц возможность всей семьей скачивать качественные игры, которые будут работать без доступа к интернету (после установки) и не будут требовать внутриигровых покупок. Звучит неплохо, но надо посмотреть что в итоге будет представлено внутри сервиса и насколько активно там будут выходить новые игры. Это покажет только время — скажем ближайшие месяца 3-4. Запуск сервиса назначен на 19 сентября
Сервис сериалов Apple TV+. Тут примерно то же самое что и с Arcade — будут сериалы, в том числе уникальные от Apple, будут звезды в этих сериалах, хорошие бюджеты у тех что уже отсняли и что будут доступны сразу после запуска сервиса. Но то, насколько эти сериалы окажутся хороши станет ясно только после их просмотра. А уж сможет ли платформа регулярно выдавать хорошие сериалы собственного производства мы поймем только месяцев через 6. Ну и самое печальное для России — дубляж будет далеко не у всех сериалов (по крайней мере первое время). В общем, еще один анонс. Особенно если учесть, что запуск будет только 1 ноября.
Ну и главное событие вечера — презентация новых iPhone. Первое разочарование, впрочем уже ставшее закономерностью, заключается в том, что почти все характеристики утекли в сеть еще до презентации. Собственно единственным неизвестным фактором на ней были названия, о которых спорили эксперты. Тут, кстати, стоит отметить позитивное изменение подхода Apple к названиям устройств по сравнению с прошлым годом. Вместо запутанных и растянутых XSMax и XR нам представили iPhone 11, iPhone 11 Pro и iPhone 11 Pro Max, где iPhone 11 — это относительно бюджетное устройство, а Pro — флагманское.
Итак, что касается iPhone 11, то для тех, кто не готов выкладывать $1000, но хочет хорошие фото и видео возможности этот аппарат вполне подойдет. Он стал чуть мощнее по сравнению с предшественником (а по сути он является заменой iPhone XR), есть надежда на больший ресурс по времени, а второй модуль камеры обещает отличную съемку как при дневном, так и при ночном освещении.
Стратегия в прошлом году показала себя весьма успешной, ведь даже в 1 квартале 2019, уже спустя полгода после выхода смартфона, по данным компании Canalys, Apple удалось продать iPhone XR на общую сумму около $12 млрд!
Что же касается версий Pro и Pro Max, стоит отметить, что модуль из 3 камер смотрится не так ужасно, как это выглядело на первых утечках — все-таки в Apple по прежнему работают отличные дизайнеры, которые хоть и не правят бал, но свое дело знают хорошо. Разумеется установлен более мощный процессор, новы экран по заявлению Apple будет более энергоэффективным и сможет продлить жизнь смартфонов на час.
Впрочем, утром 11 сентября в русском официальном магазине Apple пользователи обнаружили, что $699 за iPhone 11 превратились в русской локализации в 59 990 рублей, а $1000 за iPhone 11 Pro в 89 990 рублей. Остается понять каким калькулятором пользовались в российском представительстве.
Итого: новые устройства есть, новые сервисы есть, новый дизайн присутствует, а вот восторга у аудитории нет. Как так? Все очень просто — презентация была скучной. Да — профессиональной, да — насыщенной, но все-таки скучной.
Когда-то давно, еще в 1982 году один из классиков менеджмента Л. Рон Хаббард заметил: «Элемент театральности, присутствующий на презентациях и в маркетинге, придает вещам яркий и бойкий вид — благодаря ему они начинают выделяться и их начинают замечать». И тут можно было бы пошутить что презентация проходила в театре имени Стива Джобса, так что с театральностью порядок. Но нет. Главная часть «театральности» - это не эффекты и не декорации, не качество роликов и не величина сцены. Главная деталь, которой в совершенстве владел Стив Джобс — драматургия.
Да, Стив Джобс умел поместить в презентацию и завязку, и интригу и кульминацию. У него были отличные ролики и слайды, но они лишь усиливали эффект, который создавался наличием продуманного сюжета, который поглощал зрителей. Если вы включите презентацию первого iPhone, то вряд ли сможете от нее оторваться, несмотря на то, что вы знаете это устройство, а его функциями сегодня уже никого не удивить. Суть в мастерском сюжете презентации и в не менее мастерском ее проведении.
И если отбросить в сторону нытье в духе «Джобс был велик и его никто не заменит», все-таки остается сам сюжет, который год от года становится все более предсказуемым, обыденным и скучным. И тут нужен не столько великий оратор (коим Джобс безусловно был), сколько хороший сценарист, который бы все это смоделировал.
Что ж, как бы то ни было, толпы фанатов компании наверняка побегут обновлять свои телефоны, а также скупать заветные яблоки на подарки подругам и друзьям. Другой вопрос, что с каждым годом именно фанатов становится все меньше, а те кто просто пользуются продуктами компании из Купертино, могут не захотеть переходить с мощного и качественного флагмана не только прошлого, на даже и позапрошлого года.
Скорее всего Тим Кук хорошо это понимает, и в том числе поэтому постепенно переводит Apple из компании, которая делает мобильные устройства, в компанию, которая предоставляет виртуальные продукты: музыку, фильмы, приложения, а теперь и сериалы.
Посмотрим, сработает ли такая тактика, и поможет ли Apple остаться самой дорогой компанией в мире. Хотя, думаю, все может быть и все может получиться.
Артем Кузнецов, специально для ГлобалМедиа
Общественная редакция в Саратове
- Запросами в любые органы власти местного и федерального уровня;
- Экспертными мнениями о проблеме у тематических спикеров.